Есть номинализм и есть реализм.
Номинализм — это фиксация на том, как должно быть. Например, что в 2018 году уже не должно быть бумажных паспортов, вместо них должна быть система распознавания лиц, цифровой отпечаток и дистанционное биометрическое слежение. И вообще, когда у всех есть смартфоны и доступ в интернет, нам больше не нужны национальные границы и паспорта. Ты — это твой аккаунт в Гугле! Государства должны были это реализовать еще в две тысячи лохматом году!
С такой номинальной точки зрения толстая тетка в паспортном столе, которая не может переоформить тебе бумажный паспорт из-за отсутствия бумажной справки — это какая-то невероятная дичь и пережиток прошлого.
В номинальной картине мира всё всегда очень просто. 2018 год, интернет, компьютеры, технологии, все должно быть в вебе. Ключевое слово — должно. Номиналисту неинтересно, как весь этот веб будет работать в поселке Максатиха Тверской области, где едва ловит «Триколор». Номиналисту важен сам принцип. Номиналист мысленно живет в прекрасном светлом будущем, где все технические нюансы решены.
Реализм — это наблюдение того, как есть на самом деле. А на самом деле у нас нет национальной системы распознавания лиц и далеко не у всех есть смартфоны и аккаунты в Гугле. И национальные границы нужны для контроля миграции, защиты населения и поддержки экономики. И толстая тетка в паспортном столе — пусть и не самый приятный и эффективный инструмент этой системы, но все-таки рабочий — она может работать в поселке Максатиха. А если ее заменить машиной, то нужно обеспечить условия, в которой она сможет найти работу в своей Максатихе, потому что иначе ей не на что будет содержать семью. И мы к этому идем, и скоро ее заменят роботом, но это долгий процесс.
В реальной картине мира всё невыносимо сложно, переплетено и держится на соплях. Тронул здесь — сломалось там. Починил в одном месте — началась проблема в другом. Дал одним — обиделись другие.
Кем быть
С одной стороны, быть номиналистом тяжело, потому что мир для тебя — постоянный источник разочарования. Ты мыслями как бы уже весь такой диджитал, а моешься из ковшика. Реалист же знает, как всё устроено, и спокойно живет в гармонии с реальностью.
С другой стороны, быть номиналистом легко и зажигательно, потому что можно без последствий рассуждать о том, как должно быть. И ты такой весь в белом и знаешь, как правильно. А быть реалистом очень грустно, потому что ничего не работает так, как должно. И тебе с этим нужно что-то делать, и в итоге ты еще оказываешься крайним.
Номиналисты говорят о светлом будущем, а реалисты его строят. Как говорили у нас на хуторе, быть номиналистом — не мешки ворочать.
Источник: блог Максима Ильяхова.